Для бесперебойной работы пожарной сигнализации требуется выполнение всех норм и правил эксплуатации оборудования, а также своевременное техническое обслуживание (ТО).
Ошибки в работе системы сигнализации влекут за собой повреждение имущества и подвергают опасности жизни людей.
По имеющейся статистике основными причинами проблем и сбоев в работе технических систем безопасности являются:
На всех объектах, вне зависимости от их назначения и формы собственности должны выполняться нормы и правила пожарной безопасности. Одним из важнейших требований является оборудование объектов системами пожарной сигнализации (СПС).
Пожарная сигнализация начинает функционировать сразу после того, как был осуществлен ее ввод в эксплуатацию.
На основании ст. 61 Постановления Правительства РФ № 390 от 25.04.2012 г. "О противопожарном режиме" владелец объекта обязан поддерживать рабочее состояние СПС и проводить регулярные проверки (каждый квартал) работоспособности оборудования системы.
В случае неисполнения требований нормативных документов вся ответственность за причиненный ущерба персоналу предприятия и третьим лицам ложится на:
Список лиц, подлежащих взысканию указан в ст.38 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В зависимости от последствий нарушений требований пожарной безопасности ответственность может быть от административной до уголовной.
Исходя из вышеперечисленного перед каждым ответственными лицом, у которого в эксплуатации имеется СПС, встает ряд вопросов:
Как и кому организовать и доверить обслуживание СПС?
Каким образом составить и спланировать график планового годового ТО?
Как осуществить проверку работоспособности СПС?
Как определить стоимость ТО?
Выполнять ТО системы пожарной сигнализации может организация, у которой есть лицензия (Постановлением Правительства РФ № 1225 от 30.12.2011 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений").
Работа по ТО ведется на договорной основе.
Все действия должны отражаться в журналах технического обслуживания, актах выполненных работ и заверяться подписями должностных лиц.
Годовой план включает:
Периодичность работ, установленных регламентом указана в Методических рекомендациях, датированных 1999 г. ВНИИПО МВД России: "Автоматические системы пожаротушения и пожарной сигнализации. Правила приемки и контроля".
Рекомендации, не содержат тех. карты по отдельным видам работ. Грамотно и квалифицированно составить их может только организация, имеющая необходимые документы и опыт работы в данной сфере.
Регламентные работы подразумевают необходимое количество операций, достаточное для проверки работоспособности системы в каждом квартале. К числу основных операций можно отнести:
Расчет стоимости - основное приложение к договору между заказчиком и исполнителем. Если идет бюджетное финансирование, указание стоимости сметы обязательно.
Для расчетов выбирают один из двух методов, представленных ниже:
ресурсный метод.
В первом способе расчета используют базовые расценки в российских рублях, пересчитанные в текущие цены, на основе коэффициентов пересчета. Во втором способе оцениваются трудозатраты работников предприятия, на основе тарифных ставок. Нормативную база, как и метод расчета, выбирает заказчик.
Есть два типа АПС:
В первом случае используются пороговые дымовые извещатели, они формируют сигнал тревоги, когда возникает задымление. Уровень задымления помещения измеряется в дымовой камере, которая со временем может запылиться. Уровень запыленности камеры напрямую влияет на ложные срабатывания оборудования. Именно поэтому эти извещатели должны периодической очищаться от пыли и загрязнений на стенках камеры. В этих извещателях нет невозможности оценить или замерить уровень запыленности и результат очистки. Поэтому для них существует определенный интервал чистки - 1 месяц. В результате очень большая вероятность ложных срабатываний, особенно на начальном этапе эксплуатации.
В адресных системах используются дымовые извещатели, с возможностью информирования об уровне запыленности, они позволяют перейти от ежемесячного обслуживания к работе "по заявке".
При организации ТО важно выполнять документирование. Главным документом, требующим обязательного заполнения, служит журнал, в котором регистрируют работы ТО СПС. Он заполняется работниками организации-исполнителя, регистрируется представителем заказчика и хранится на обслуживающимся объекте. Сегодня возможно использование электронных журналов, в них отмечают и фиксируют необходимые процедуры.
Во время выполнения работ по ТО, когда необходимо отключением определенных элементов СПС, руководитель компании должен обеспечить меры для надежной защиты объекта и имущества от пожара (инструктаж, присутствие дежурных и пр.).
Для заказчиков ТО и обслуживающих организаций в 2015 г. вышло методическое пособие "Техническое обслуживание системы пожарной сигнализации и СОУЭ 1 и 2 типа в ИСО "ОРИОН". В нем подробно описаны вопросы технического обслуживания на примерах оборудования производимого Научно-внедренческим предприятием (НВП) "Болид». Материалы пособия одобрены ФГУП ВНИИПО МЧС России.
Ознакомиться с ограниченной версией документа можно по адресу: http://bolid.ru/download/bolid_metodichka.pdf