Покупая систему видеонаблюдения не многие задумываются, о том что больше снижает риск взлома и кражи, сама сверхновая и надежная система или только фактор ее присутствия на объекте. Мы совсем не задумываемся как купленная система влияет на преступника с точки зрения психологии. Важно понимать, что создавая систему безопасности, разработчики учитывают и просчитывают и психологическое влияние, в том числе.
Для большинства видеонаблюдение - это прост мера сдерживания, не более. Мы думаем, что наличие видеокамеры заставит преступника задуматься и не совершать взлом, несмотря на это самая распространенная реакция преступника на камеру, это проверка ее работоспособности и угла обзора. Если изучить вопрос более детально и посмотреть примеры видео с камер, то можно увидеть, что наличие камеры зачастую совсем "пугает" нарушителя, а иногда даже больше злит.
Используя систему видеонаблюдения мы невольно задумываемся как часто могут возникнуть случаи взлома, как поведет себя преступник, тем самым мы хотим понять психологию злоумышленника. Определить, что именно наилучшим образом может подействовать на преступника, возможно с помощью анализа криминального поведения, на его основе можно сделать вывод, что планирование и организация преступлений перестали происходить спонтанно, как правило, большинство из них четко и длительно планируются.
Из этого можно сделать вывод, что чем меньше пространства для действия и фантазии преступника вы оставите, тем лучше. Кроме того, если ваша система видеоконтроля заставит преступника изучать ее и проверять как можно дольше, то вы сможете с большой вероятностью воздействовать на него психологически. Именно поэтому установка видеонаблюдения в любой организации всегда дает положительный эффект, потому что все сотрудники знают, что за ними следят и они меняют свое поведение таким образом чтобы к ним не возникло вопросов со стороны службы безопасности. Важно учитывать, что психологический фактор действует только в том, случае, если правонарушения будут наказы каким то образом, в противном случае эффект от внедрения системы будет нулевой.
Помимо фактора боязни быть увиденным за правонарушением, видеонаблюдение на объекте позволяет развить ощущения комфорта и защищённости у работников и клиентов, это очень грамотный подход, особенно активно он используется в магазинах, банках, гостиницах и других публичных местах. Установленные камеры создают иллюзию сопровождения и охраны. Увы, но оценить грамотную работы подобной системы зачастую могут лишь жертвы преступления. Кажется, что просмотр видео со злоумышленником должен внести ясность и понимание, что вот он преступник, он будет найден и наказан, но большинство жертв посмотрев такое "кино" надолго теряет чувство защищённости, а иногда это происходит навсегда.
Как правило, если на объекте произошло преступление, например ограбление в магазине, то клиенты вместо того чтобы думать о том, что там есть камеры и преступник будет пойман, думают обратное, что там опасно и идти туда больше не стоит. Самое обидное в этой ситуации, что даже если преступник будет пойман, это никак не скажется на клиентском потоке, он вряд ли вырастет вновь, увеличить его теперь сможет только куча рекламных акций и скидок.
Самый лучший способ получить психологический эффект от использования видеонаблюдения — дать человеку понять, что наблюдение это профилактика преступления и ведётся оно в режиме реального времени. И уж если инцидент произошел. то необходимо жестко и главное демонстративно его пресечь, при этом используя только законные методы. Такое поведение покажет преступнику, что у любых противоправных действий есть свои последствия, а клиенты будут довольны степенью своей защиты.